Школа для интроверта

Когда мы слышим слово «интроверт», то представляем себе человека молчаливого, необщительного, предпочитающего проводить свободное время не в шумной компании, а в одиночестве. Однако этот гротескный образ не всегда соответствует действительности. Кто такие интроверты на самом деле, нужно ли искать особый подход к их обучению и действительно ли им сложнее адаптироваться к жизни, чем обладателям другого типа личности, — разбираемся вместе с экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Понятие «интроверсия», по всей видимости, было введено в научный обиход Карлом Густавом Юнгом в начале 1910-х годов. По Юнгу, интроверта отличают следующие черты:

  • Ориентированность на собственный внутренний мир и субъективные ощущения
  • Развитое воображение
  • Скованность
  • Болезненная потребность оберегать личное пространство
  • Склонность к рефлексии и самокритике
  • Низкий эмоциональный ресурс

Поначалу интровертность считалась скорее негативной характеристикой, свойством личности слабой, ненадежной, неспособной добиться значительных успехов. Со временем слово приобрело нейтральную коннотацию, а сегодня быть интровертом даже модно: во всяком случае, у активных пользователей социальных сетей образ жизни интроверта ассоциируется с уютным пледом и чашкой чая или с уединенным домиком в горах.

Примечательно, что, хотя в период становления психоанализа было скорее принято четко делить людей на интровертов и экстравертов, впоследствии психологическое сообщество признало, что такое разграничение не совсем справедливо: структура психики слишком сложна, чтобы пытаться подогнать ее под однозначное определение. Более того, чистых, канонических интровертов – как, впрочем, и экстравертов – не так уж и много: человек вполне может иметь большой круг знакомств, но при этом ни с кем не делиться своими истинными чувствами и переживаниями. Или наоборот: любить коротать вечера в одиночестве, но, оказавшись в обществе, не испытывать значительных коммуникационных проблем.

Школа для интроверта

Источник фото

Вместе с тем, действительно существуют люди, которые в большей степени тяготеют к интроверсивному типу личности. Нуждаются ли они в особом отношении со стороны окружающих – в том числе педагогов – вопрос непростой.

Интроверсия – не приговор

В 2014 году Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики провел эксперимент, задачей которого было выяснить, оказывает ли характер российских студентов влияние на их успеваемость. Ученые опирались на так называемую «Большую Пятерку», модель личности, в соответствии с которой каждый человек в разных пропорциях имеет в своем характере следующие черты:

  • Экстраверсия
  • Сознательность
  • Доброжелательность
  • Нейротизм (эмоциональная неустойчивость)
  • Открытость опыту

Студентам предложили заполнить анкеты, с помощью которых исследователи стремились выяснить, какие черты превалируют в характере каждого из испытуемых. Когда результаты теста сравнили с успеваемостью участников эксперимента, оказалось, что отличники, как правило, демонстрируют большую сознательность и в большей степени готовы перенимать новый опыт. Двоечники же чаще импульсивны и довольно консервативны.

Зато стойкой зависимости между экстравертностью или интровертностью и успехами в учебе в ходе исследования установлено не было. Чтобы учеба пошла в прок, нужно иметь высокую мотивацию, интерес к предмету, желание использовать полученные знания в профессии и бытовой жизни, а уж много у тебя при этом друзей или нет – дело десятое. В то же время, ошибкой будет утверждать, будто тип личности никак не влияет на сам подход студента к обучению.

В чем сила интроверта, брат?

Начнем с того, что интроверту и правда непросто дается установление первичного контакта с другими людьми – в том числе с педагогами, однокашниками и коллегами. В наши дни принято считать, что коммуникабельность – огромное конкурентное преимущество, и человек общительный, легкий на подъем, обладающий заразительным обаянием продвинется в карьере дальше сурового молчуна. Однако это предположение не всегда верно.

Школа для интроверта

Источник фото

«Исходя из своего опыта, я бы не отвечала однозначно, что общительность — ключ к успеху изучения моего предмета, — говорит Наталья Ивановна, преподаватель немецкого языка. — Подчас людям общительным, подвижным, обладающим хорошей памятью легко схватить новый материал урока, но вот вопрос: что дальше? Они привыкли к тому, что учеба дается им легко, и не склонны сильно напрягаться ради достижения результата. Для того же, чтобы овладеть иностранным языком, нужно не только бойко отвечать на уроке, но и обязательно работать самостоятельно, брать на себя ответственность за свое обучение, самому выявлять пробелы в своих знаниях, задавать вопросы, искать интересующую информацию, прилагать усилия, сохранять и использовать знания.

Я бы сказала, что общительность и активность помогают учиться, при этом целеустремленность и ответственность за свой результат, которые часто бывают присущи именно людям замкнутым и молчаливым, в изучении иностранных языков гораздо важнее. И мои самые яркие результаты в работе говорят именно об этом».

Есть и другие личностные факторы, которые помогают интровертам в процессе получения образования:

  • Склонные к самокопанию, интроверты обычно стремятся добраться до сути вещей, их не удовлетворяют поверхностные знания, и они готовы потратить время на то, чтобы основательно разобраться в предмете;
  • Неразговорчивые, интроверты обычно умеют слушать собеседника, быть внимательными к его словам, улавливать его интонации, а значит, им легче дается аудирование, конспектирование лекций и т.д.;
  • Интроверты часто проявляют большие способности к концентрации, им легче на протяжении долгого времени оставаться сосредоточенными на одном деле и, соответственно, доводить его до совершенства, не отвлекаясь по мелочам.
Школа для интроверта

Источник фото

Пожалуй, самая большая проблема, с которой сталкивается педагог, когда к нему на занятие попадает интровертированный ученик, заключается в том, что с таким ребенком или взрослым бывает сложно наладить общение. Он может прекрасно усваивать материал, скрупулезно выполнять домашние задания, по каждому вопросу иметь свое мнение, не полагаясь на прописные истины из учебника. Но преподавателю приходится приложить немало усилий, чтобы расположить такого ученика к себе и заслужить его доверие.

«Я думаю, глубоко закрытым ученикам нужна скорее помощь психолога, так как педагог, обладающий соответствующими навыками, большая редкость, — считает Андрей Родионович, преподаватель географии, математики и физики. — Сначала стоит попытаться решить проблему со специалистом: после этого выбрать подходящего репетитора будет гораздо проще.

В целом мне кажется, что более уместным будет делить учеников не на экстравертов и интровертов, а вот по какому принципу. Есть те, кто совсем не интересуется предметом, но родители хотят их заинтересовать. А есть те, кому предмет близок, но они по какой-то причине недостаточно хорошо его знают или не знают совсем. Здесь может сказаться и низкое качество образования в школе, и неспособность обучаться в группе. Две эти группы нуждаются в кардинально разном подходе. Для первой группы важна способность репетитора «пропиарить» свой предмет, показать, как знания, которые он дает, применяются на практике. Глубина изучения материала в таком случае менее важна.

Второй группе подойдет репетитор, способный обучать на более высоком, в том числе олимпиадном уровне. Но такому педагогу нужен ученик, который сам задает вопросы и занимается предметом не только в присутствии учителя. В таком случае обе стороны будут заинтересованы в процессе обучения, а это, на мой взгляд, является залогом успешного развития ученика».

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 25 ноября 2016